В Китае не утихают холи-вары по поводу ММА против традиционного китайского Ушу. Сюжет о Сяодуне, который за 10 секунд отправил в нокаут Великого Мастера Лэйгуна (湿父 научи!) уже посмотрело наверное 100% населения, его крутили по всем 4-м главным каналам, про интернет вообще молчу - только в первый день более 100 миллионов просмотров. Но вот много кому, особенно также находящимся во сне, в котором китайские дедушки оседлав облака передают сакральные знания об ушу, это не дает покоя. Кто-то даже создал поддельную страницу Сяодуна, на которой от его имени и в очень плохом тоне угрожал всем мастерам КНР, называя себя "первым мастером ММА в Поднебесной" (всем знающим Сяодуна сразу стало ясно, что это подделка, так как он никогда не говорит о себе "我丫", он говорит “我他妈" :-)) Даже далекие от 武林 БИ люди присоединились к беседе. Мне кто-то из нашей группы фламенко (девочка) написала - дескать, тайцзи - это вообще не для рукопашной схватки. Простите? А для чего это? Как послушаешь мастеров - “зачем ты тренируешь тайский бокс и бразильское дзю-дзюцу? тренируй наше тайцзи - в нем все есть!” Задаешь вопрос - а почему у вас соревнований нет? Получаешь ответ: - этим искусством можно убить или покалечить человека (ничего не напоминает? Айкидо, например), когда же кто-то все таки настаивает, говорят - это искусство для оздоровления тела, укрепления мышц и связок, тренировки духа. Для укрепления мышц и связок достаточно просто бегать (чем сейчас в Китае все повально и занимаются). Ну или плавать. Дух тренируется только через кропотливую, тяжелую работу над собой. Когда уже не можешь, а находишь силы и продолжаешь борьбу. В тайцзи я этого не видел. Ни в одном стиле. И не предлагайте мне стоять в свае, стоял, приятное жжение в ногах. Еще любят говорить (а пишут-то сколько!), дескать утратили настоящее ушу во тьме веков. Простите? За пять тысяч лет каллиграфию не утратили, поэзию не утратили, фарфор не утратили, да вообще ничего не утратили, а ушу, дескать, утратили. Как так? Если в прошлом была такая вещь в Китае, как ушу, “шэньгуны” (магические способности, духовная работа), то почему монахи Шаолинь учили боевые искусства от ИНДУСА???? А их знаменитое искусство боя с шестом воообще “новодел”! Минский генерал Юй Да-ю (1503-79, 16-й век!) приехал “проведать” Шаолинь. Посмотрел на цирк, который они устраивали, надавал всем “мастерам” хороших пилюль, а при отъезде, из жалости, показал им пару “движений” с шестом. Хоть за это ухватились. Про армию и оружие даже и упоминать не надо. Армейское искусство воевать с ушу - это, как говорят тут, - 两码事 - не одно и то же. Еще при Южной Сун (1127-1279) военных дел мастер, поэт Хуа Юэ писал: “Боевого оружия есть тридцать и еще шесть, а лук из них называется главным; искусств владения оружием есть один десяток и еще восемь, а лук из них является первым”. Вся эволюция развития военного дела и оружия как раз на этом и делает упор: уничтожить врага не подходя к нему близко, ну или по крайней мере нанести максимальный урон, а после уже перейти в рукопашную. Насколько успешны были китайцы в военном деле однозначно судить сложно: история Китая длинна и богата на события, в том числе и на войны. При Шан военной элитой, скорее всего, были иностранцы, - боевая колесница уж очень не китайское изобретение (желающим могу выслать книгу по истории боевой колесницы при Шан, только на китайском), Чжоу, Чунь-цю ЧжаньГо (Весны-Осени, Враждующие царства) - воевали сами с собой и с варварами на всех четырех сторонах. Что творилось при Цинь сами знаете. Был один талантливый император, да помер. При Хань, наконец-то кое-как усмирили гуннов (провоевав пару сотен лет). Далее опускаем периоды смуты и внутренних войн, и вот оно - наконец-то! Великая Тан! Дважды сдавали столицу Чан Ань тибетцам. Сколько принцесс выслали в Тибет и арабам - лучше и не задумываться. Жалко девочек. Ну а потом опять все по-новой - кочевники с севера, кочевники с северо-востока понеслось и закружилось. В общем, вняли заветам даосов и превратили Китай в пастбище. Казалось бы, если бы в Китае и в прошлом было ушу - то почему бы не научить десяток другой тысяч “цзю ян шэнь гун’ам” (九阳神功) и пусть на расстоянии, бесконтактно рассеивают монгольскую конницу. Оказалось, что проще вооружить сотню другую тысяч недовольных крестьян, дать им базисную армейскую подготовку, выждать, пока монголы начнут друг друга вырезать и отправить их (монголов) обратно в бескрайние степи. Да так, что они и сейчас оттуда боятся выбираться. Но вернемся обратно к традиционным китайским БИ. Если вы думаете, что не было попыток в 20-м веке разобраться в этом вопросе, - были. И соревнования проводили. Думаю, много кто видел старое видео на Ютюбе, где-то 1952-й год, по-моему, в Сянгане проходили соревнования по тайцзи. На ринге два шифу показывают формы. Неплохо так показывают. Но когда начинается между ними спарринг, про формы что-то сразу оба забыли. Обычное махалово, ни стиля, ни формы, ни эффекта. Кто-то еще скажет, - “а как же Хуо Юаньцзя?? он же ведь русскому богатырю-медведю таких отвешал! И японцам сяожэням показал что такое китайское гун-фу! Мы в кине видели! Ли Лянцзе его играл! Его еще японцы, испугавшись, отравили!” Ну это еще одна городская легенда. Что там у него было за гун-фу судить сложно. История про русского богатыря - ну не богатырь он был, в цирке работал, трюкачем, да и нет записей об их поединке. И помер Хуо Юаньцзя нет от яда. Документальные свидетельства преподносят другую историю: из Японии приехали мастера японских БИ для показательных!!! выступлений, а не на соревнования. Хуо Юаньцзя, в ту пору уже страдал от хронических болезней. Увидев, как ловко японцы делают “ки-я” (показывали дзю-дзюцу), он тоже взобрался на сцену, чтобы показать парочку тао-лу. Но не рассчитал силы, перенапрягся, старая болезнь дала о себе знать и ему стало плохо. Откачивал его, кстати! - японский доктор. Но он уже ничего сделать не смог, записи в госпитале свидетельствуют, что помер мастер из Тяньцзиня от острой почечной недостаточности. Ему было всего-то 40 лет. Не помогли занятия. Даже на правительственном уровне делались подобные попытки. Правительство Китайской Республики (Миньго) много раз собирало мастеров среди народа (любят китайцы говорить 高手在民间) и отправляло их в Тайланд на соревнования с местными бойцами. Результат был более, чем просто плачевный. Всех их тайбоксеры отправляли в глубокие нокауты в течении секунд!! Другим, уже современным примером, но очень метким, является один из эпизодов документального сериала на Дискавери, забыл как называется, но вы знаете о чем я говорю - фильм про двух бойцов смешанного стиля, путешествующих по миру и обучающихся разным видам БИ. Так вот, посмотрите, если не видели, серию про то, как они ездили в Шаолинь! Вот уж потеха. Против одного из них (парни, надо сказать, не дураки и в форме) выставили бойца саньда! В ШАОЛИНЕ! Так как и монахам стало понятно, что стиль журавля американцы затоптали бы в землю в секунды, фильм было бы снимать не о чем. А саньда, если кто не знает, это наш ответ Чембер… это наш ответ та йскому боксу и прочим эффективным боевым системам, из которых оно все и заимствует. Кикбоксинг, одним словом. Корнями своими оно уходит в глубь… 80-х годов 20-го века! Ишь как. Ну так что же? Нет в Китае ушу? Есть и очень много - стилей, школ, шифу, среди народа.. Эффективно? - Нет. Может и можно отвесить оплеуху пьяному китайскому гопнику (но лучше не надо). Но вот чтобы выйти против подготовленного боксера, кикбоксера, джитсера, бойца смешанных стилей - нет, там ответ один - поражение. Ну и холивары неутихающие (я тут такое слышал - “это он просто перенаправил энергию шифу и отправил его в нокаут”). Ради анекдота расскажу еще одну историю. Пригласил один из наших студентов бразильского дзю-дзюцу на тренировку своего шифу даоса. Просто показать, чем мы там занимаемся. Шифу оказался понятливый, скромно одел белый пояс, стал в самом конце на построении и как все откатал 90 минут, вспотел, задыхался, но был очень рад. Уверен, это прибавило ему много понимания и улучшило его внутреннюю работу. И подводя итог: так кто же они, представители современного китайского БИ 武林?Лэйгуны-Громовики? Старцы в горах Уданшань? Да нет же. Это ребята, которые “денно и нощно” проводят в пропахшими потом спортзалах, тренируясь боксу, ММА, муай-тай, БЖЖ и прочим современным, доказавшим свою эффективность в бесчисленных спаррингах и соревнованиях, боевым системам. Таланта там пруд-пруди. Однако разговор про общий уровень китайского ММА - отдельный. Спорт это тут новый и до международного уровня (например UFC) тут еще далеко. На память приходит только пару человек, кто в UFC из Китая выступал и одно имя - Чжан Тецюань 张铁泉. Вот такие вот дела…

Теги: ушу

Теги других блогов: ушу