ПРАКРИТИ, или "ваша аюрведическая конституция" 😊 Что вы хотели узнать о конституциональных соматотипах, но боялись спросить) ================================================= Для правильного определении состояний здоровья и болезни нам нужно сформировать, во-первых, некоторое представление о физиологической норме (средней по популяции и индивидуальной), а во-вторых, о возможной врожденной предрасположенности к тем или иным типам заболеваний. Врожденную предрасположенность к заболеваниям определенных типов иногда называют "конституциональным типом", что не совсем верно. Хотя в "аюрведическом просторечии" часто используют термин пракрити (prakṛti), или "соматическая конституция", для определения соматотипа, автор "Чарака-самхиты" (3.6.13) с этим категорически не согласен и говорит, что термин "пракрити", с одной стороны, обозначает универсальную физиологическую норму как длящееся состояние здоровья, а с другой — врожденную предрасположенность к сохранению организма в состоянии этой нормы длительное время вопреки неблагоприятным воздействиям (а количественное и иное преобладание одной или двух дош над остальными по определению является отклонением или нездоровым состоянием, даже если оно "врожденное", — и оно и в этом случае всегда подлежит терапевтической коррекции): "В связи с этим (tatra), некоторые (kē-cit) утверждают (āhuḥ), что не (na) существует (santi) людей (jantu), у которых вата (vāta), питта (pitta) и капха (çlēṣman) совершенно сбалансированы (sama), поскольку, дескать, привычным делом (upayōgitva) у людей (manuṣya) является несбалансированное и нерегулярное (viṣama) питание (āhāra) и т.п., и поэтому (tasmāt ca), дескать, некоторые (kē-cit) обязательно являются (bhavanti) обладателями вата-конституции (vāta-prakṛti), некоторые — питта-конституции (pitta-prakṛti), а (punar) некоторые — капха-конституции (çlēṣma-prakṛti). Так они утверждают." "Но (ca) это (tat) совершенно нелогично и не соответствует действительности (an-upapanna). По какой (kasmāt) причине (kāraṇa)?" "Ведь врачи (bhiṣaj) считают (icchanti) здоровым (a-rōga) только и именно (hi) того, у кого вата, питта и капха совершенно сбалансированы (sama). А (ca) поскольку (yatas) пракрити, или естественное состояние (prakṛti), — это здоровое состояние (ārōgya), а также (ca) поскольку на достижение и поддержание этого здорового состояния (ārōgya) нацелены (-artha) все лечебные (bhēṣaja) процедуры и мероприятия (pravṛtti), и (ca) это (sā) здоровое состояние является главной желанной целью (iṣṭa-rūpa), то (tasmāt) без сомнения обладатели полностью сбалансированного (sama) состояния ваты, питты и капхи существуют (santi), но при этом (khalu) нет и не может быть (na santi) никаких обладателей "вата-конституции" (vāta-prakṛti), "питта-конституции" (pitta-prakṛti) или (vā) "капха-конституции" (çlēṣma-prakṛti) так как "конституция" есть здоровая норма, а преобладание одной доши не есть норма." "И хотя (kila) при врожденном избытке, или преобладании (ādhikya), той или иной (tasya tasya) доши (dōṣa) люди (manuṣya) часто и называют (ucyatē) это такой-то и такой-то (sā sā) "дошевой конституцией" (dōṣa-prakṛti), это совершенно неверно, поскольку, когда доши (dōṣa) расстроены (vikṛta), нахождение в здоровом состоянии (prakṛti-sthatva) при этом (ca) в принципе невозможно (na upapadyatē)." "Поэтому (tasmāt), это (ētāḥ) т.е. "вата-пракрити", "питта-пракрити" и "шлешма-пракрити" никакие не (na santi) не конституции или конституциональные типы (prakṛti) а болезненные состояния и болезненные предрасположенности. Но (tu) таких пациентов, конечно (khalu), уместно называть следующими терминами: ватала, или предрасположенные к заболеваниям вата-типа (vātala), питтала, или предрасположенные к заболеваниям питта-типа (pittala), и (ca) шлешмала, или предрасположенные к заболеваниям капха-типа (çlēṣmala), при этом (tu) все они (tē), безусловно, должны считаться (jñēya) находящимися в нездоровом состоянии (aprakṛti-stha) а следовательно, требуют терапевтического ухода и коррекции своего состояния". tatra kē-cit āhuḥ – na sama-vāta-pitta-çlēṣmāṇaḥ jantavaḥ santi, viṣamāhārōpayōgitvāt manuṣyāṇām; tasmāt ca vāta-prakṛtayaḥ kē-cit, kē-cit pitta-prakṛtayaḥ, kē-cit punaḥ çlēṣma-prakṛtayaḥ bhavanti iti | tat ca anupapannam, kasmāt kāraṇāt? | sama-vāta-pitta-çlēṣmāṇam hi arōgam icchanti bhiṣajaḥ, yataḥ prakṛtiḥ ca ārōgyam, ārōgyārthā ca bhēṣaja-pravṛttiḥ, sā ca iṣṭarūpā, tasmāt santi sama-vāta-pitta-çlēṣmāṇaḥ, na khalu santi vāta-prakṛtayaḥ pitta-prakṛtayaḥ çlēṣma-prakṛtayaḥ vā | tasya tasya kila dōṣasya ādhikyāt sā sā dōṣa-prakṛtiḥ ucyatē manuṣyāṇām, na ca vikṛtēṣu dōṣēṣu prakṛti-sthatvam upapadyatē, tasmāt na ētāḥ prakṛtayaḥ santi; santi tu khalu vātalāḥ pittalāḥ çlēṣmalāḥ ca, a-prakṛti-sthāḥ tu tē jñēyāḥ || Таким образом, врожденная предрасположенность к заболеваниям определенного типа сама по себе является не вполне здоровым состоянием, требующим определенной терапевтической коррекции и последующего наблюдения (и регулярных особых профилактических мер впредь). Каково же медицинское значение определения не "конституции", а врожденной предрасположенности к определенным заболеваниям? Оно состоит в том, что, если при лечении человека с врожденно сбалансированными регуляторными подсистемами требуется, прежде всего, устранение причины болезни и достаточно мало дополнительных мер, то при лечении человека с врожденной предрасположенностью к определенному классу заболеваний необходимо все время предпринимать дополнительные меры, чтобы в ходе лечения не вызвать новых заболеваний. В аюрведе соматотипические признаки не есть некая "данность" для самолюбования, но лишь вспомогательные диагностические признаки, позволяющие учесть необходимые дополнительные факторы при лечении того или иного заболевания у данного пациента. "Аштанга-санграха" и "Аштанга-хридая-самхита", в отличие от "Чарака-самхиты", построены именно как учебники, а не как компендиумы и библиотеки стенограмм врачебных консилиумов (а именно такова "Чарака-самхита"), а поэтому они позволяют себе некоторые упрощения, апеллирующие к обиходному врачебному употреблению. Поэтому в них "типические патологические врожденные склонности" все-таки обозначены термином "пракрити" (теперь мы уже знаем, с какими оговорками это можно делать). Вот что "Аштанга-санграха" (1.1.15) говорит о врожденном характере предрасположенностей к развитию патогенеза по определенному маршруту (т.е. о более легкой поражаемости той или иной подсистемы, в сравнении с остальными): "Выделяют три (tisraḥ) степени врожденной болезненности (prakṛti) пациентов (степени врожденного здоровья и его устойчивости), на основании баланса этих (taeḥ) дош в зародыше и в формирующемся плоде, определяемого пропорцией дош в отцовском (çukra) и материнском (ārtava) генетическом материале, т.е. с момента зачатия (janma-ādi). Это подобно (iva) тому, как ядовитое насекомое или червь (viṣa-kṛmi) с самого начала привыкает к умеренному количеству собственного яда (viṣa) присутствующего в его теле, ибо формировалось оно уже вместе с ним." "Выделяют три отдельных (pṛthak) степени врожденной невосприимчивости к болезням (prakṛti) — слабую степень (hīna) невосприимчивости, т.е. высокую болезненность, среднюю степень (madhya) невосприимчивости и высокую степень (uttama) невосприимчивости, т.е. крайне низкую болезненность. Среди них, наилучшая (çrēṣṭha) среди всех (samasta) пракрити — когда три доши (dhātu) врожденно сбалансированны (sama); средняя — когда лишь одна доша преобладает, т.е. обладает повышенной раздражимостью; наихудшей (nindya) же является пракрити, порожденная (-ja) преобладанием сразу двух (dvi-) высокораздражимых дош (dōṣa)." çukrārtava-sthaeḥ janmādao viṣēṇa iva viṣa-kṛmēḥ | taeḥ ca tisraḥ prakṛtayaḥ hīna-madhyōttamāḥ pṛthak | sama-dhātuḥ samastāsu çrēṣṭhā nindyāḥ dvi-dōṣa-jāḥ || Из чего же состоят эти три класса "конституциональных типов"? 1) Первый, наилучший, представлен сбалансированным, или равнодошным, типом — 1самадхату-пракрити (sama-dhātu). Здесь все три доши как подсистемы организма развиты соразмерно друг другу. 2) Второй, средний, представлен тремя однодошными пракрити — ватала, питтала и шлешмала (или, "в просторечии", 2вата-пракрити, 3питта-пракрити и 4капха-пракрити). 3) Третий, наихудший, представлен тремя наиболее болезненными пракрити — 5вата-питта-пракрити, 6вата-капха-пракрити и 7питта-капха-пракрити (кстати, именно они наиболее распространены в современной человеческой популяции, что, ввиду ее преимущественно противоестественного образа жизни, совершенно "естественно", т.е. закономерно). Таким образом, у нас всего семь отдельных диагностически значимых пракрити, или сомато-метаболических (маршруто-селективных) типов восприимчивости к определенным классам болезней. О важности предварительного определения физиологической восприимчивости пациента к заболеваниям говорит также и Чарака ("Чарака-самхита", 1.7.39-40): "У некоторых (kē-cit) людей (mānava) еще с периода внутриутробного развития (garbha-ādi) все три регуляторные подсистемы (pitta-anila-kapha) уравновешены (sama)". "Однако часто встречаются (dṛçyantē) и такие (kē-cit), у которых избыточно активна и более легко расстраиваема одна из подсистем — вата-доша (vātala), питта-доша (pittala) или (tathā) капха-доша (çlēṣmala) или две из подсистем одновременно." "Среди них (tēṣām) первые (pūrvē) т.е. самадошины являются истинно здоровыми (anātura) от природы людьми. Остальные (vātala-ādya) же — ваталы и др. т.е. экадошины и двидошины — от природы болезненны, то есть постоянно (sadā) чем-то больны (ātura)". "И именно (hi) вот эта их (ēṣām) природная восприимчивость (anuçayitā) и называется (ucyatē) условно телесной конституцией, или соматотипом (dēha-prakṛti)". sama-pittānila-kaphāḥ kē-cit garbhādi mānavāḥ | dṛçyantē vātalāḥ kē-cit pittalāḥ çlēṣmalāḥ tathā || tēṣām anāturāḥ pūrvē vātalādyāḥ sadāturāḥ | dōṣānuçayitā hi ēṣām dēha-prakṛtiḥ ucyatē || перевод и пояснения И.А. Тонояна-Беляева =============== ИЛЛЮСТРАЦИЯ: На прилагаемом рисунке показано, что во врожденных "конституциях" одна или две увеличенные (преобладающие) доши ОДНОВРЕМЕННО означают, что оставшиеся доши уменьшены (это уже сформировавшиеся и неизменные пропорции тела, несбалансированности которых можно противодействовать только функционально, т.е. восполняя функционал врожденно недостаточных дош и сдерживая функционал врожденно избыточных). Приобретенные же нарушения одной, двух или всех трех дош вполне могут развиваться НЕЗАВИСИМО друг от друга (например, увеличение двух дош не ведет автоматически к немедленному уменьшению третьей) и выражаются не только в функциональных нарушениях, но и субстанциально (в пере- или недовыработке тех или иных веществ и специализированных групп клеток и в увеличении или уменьшении размеров различных частей тела, что приводит к нарушению врожденных пропорций). Именно в этом смысле врожденные "однодошные конституции" и "двудошные конституции" все равно означают состояние перманентной болезни (болезненности), т.е. такие люди не могут, оставаясь в своем "естественном" состоянии, быть при этом полностью здоровыми в функциональном смысле. Поэтому только САМАДХАТУ является КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ и единственным полноценно здоровым состоянием (пракрити). Однодошные и двудошные врожденные конституции являются формами КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ, т.е. разновидностью врожденных (сахаджа и гарбхаджа) болезней (т.е. это не пракрити, а пракрита-викрити). Шесть таких болезненных "конституций", таким образом, представляют собой не просто готовые болезненные состояния, но и предрасположенности к заболеваниям сопутствующих каждой из них классов (и к их трудноизлечимости). Вот как это выглядит: 1) однодошные "конституции" представляют собой склонности к болезням избытка одной преобладающей доши (средней степени тяжелсти) и болезням умеренного недостатка остальных двух дош (средней степени тяжести, но более легкоизлечимым). 2) двудошные "конституции" представляют собой склонности к болезням не только избытка каждой из преобладающих дош по отдельности (гораздо более трудноизлечимым), но и к болезням типа САНСАРГАДЖА, т.е. сочетанным двудошным же болезням (которые уже по определению являются более трудноизлечимыми). Кроме того, к болезням заметного недостатка оставшей доши (тоже несколько более трудноизлечимым, чем в первом случае). "Тридошная" же, здоровая истинная конституция отнюдь не представляет собой, как могло бы показаться, "равного избытка трех дош", но лишь их умеренную, адекватную развитость, поскольку в противном случае конституция типа самадхату значила бы предрасположенность к самым тяжелым заболеваниям - САННИПАТАДЖА-рогам, т.е. болезням всех трех дош. А поскольку такие болезни, даже приобретенные, почти всегда неизлечимы, то если бы имелась врожденная предрасположенность к ним, будущий "пациент" умирал бы еще во время внутриутробного развития, при родах или вскоре после родов. Поэтому такой "конституции" даже в относительном понимании быть не может. Оставшиеся же комбинации суть ПРИОБРЕТЕННЫЕ БОЛЕЗНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ (викрити) - приобретенные под воздействием различных факторов, начинающих действовать после завершения формирования плода (т.е. джатаджа, пидаджа, каладжа, прабхаваджа и свабхаваджа). Приобретенные болезненные состояния лишь накладываются на врожденные, но никогда не могут их заменить. Поэтому только самадошин может "полностью сохранять (и возвращать) здоровье", эка- и двидошины могут только ВСЮ ЖИЗНЬ СОХРАНЯТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ и поддерживать специальные режимы, не дающие развиться серьезным патологиям. #